Что такое сыпучие грузы и что к ним относится

Сыпучие грузы отличаются рассыпчатой консистенции, низким уровнем сцепления частиц. Этот вид тяжестей требует осторожности и особых правил логистики, потому что существует риск рассыпания под действием потока воздуха или при наклоне контейнера для перевозки.

Сыпогрузы делятся на:

  • Насыпные (представляют совокупность твёрдых частиц (порошкообразных, зерновых, гранулированных, капсуловидных), склонных к рассыпанию и подвижных)
  • Навалочные (при погрузке которых не учитывается количество мест и свойства которых противоречат понятию о насыпных грузах: уголь, руда, щебень, и прочие)

Логистика таких товаров может требовать защиты от атмосферных осадков (тогда транспортировка осуществляется в крытых подвижных составах (например, вагон-хоппер) или закрытых контейнерах), а может не требовать такой защиты.

! Перевозка и погрузка таких тяжестей требует особого внимания !

Правила перевозки сыпучих материалов

Существуют Правила дорожного движения, затрагивающие правила доставки всех типов тяжестей.

Масса сухогруза и распределение его тяжести должны соответствовать величинам, установленным характеристиками производителя тяжеловеса. Источник: ПДД ст. 23 ч.1

Перед движением водитель обязан убедиться, что груз не затрудняет управление и не ухудшает устойчивость ТС, не создает гул, не пылит и не загрязняет окружающую среду. Иначе движение тяжеловеса невозможно.Источник: ПДД, ст.23 ч.3

Правила транспортировки сухогрузов:

  • погрузка материала в контейнер проводится только с помощью специализированной техники с высоты не менее 1 метра над днищем кузова транспортного средства
  • водитель-перевозчик обязан покинуть ТС на время погрузки, а работник-погрузчик в свою очередь не должен располагать ковш над кабиной грузовика
  • заказчик перевозки обязан огородить трассу для безопасного выезда самосвала с места погрузки, предоставить откаты в случае наклона площадки для загрузки, принимать меры для уменьшения пыльного облака (пульверизировать пространство водой)
  • контейнер должен быть покрыт тентом (НО допускается перевозка без тента материалов, на качество которых не влияют атмосферные осадки: это условие обязательно должно быть прописано в договоре поставки)
  • уровень загрузки не может быть выше бортов кузова
    ! это значит, что насыпь «с горкой» запрещена !
  • получатель обязан провести мойку кузова тягача после полной разгрузки и проконтролировать объем загруженного вещества

Груз взвешивают при погрузке и при выгрузке с целью определения потерь, если логистические мероприятия имеют целью получение прибыли

Штрафы за неправильную транспортировку сыпучих грузов

Основные нарушения при перевозке крупногабаритных грузов и штрафы за это нарушение отражены в Кодексе об Административных нарушения (КоАП РФ) в статье 12.21.1 и статье 12.33. Разбёремся в том, какие санкции последуют за нарушение ПДД при транспортировке тяжелых сыпучих грузов.
Предлагаем рассмотреть эту информацию в виде таблицы.

НарушениеШтрафы в рублях для водителейШтрафы в рублях для ответственного за перевозкуШтрафы в рублях для юридического лицаШтрафы в рублях для собственника ТС
Превышение допустимой массы ТС или нагрузки на ось на 2-10%1 000 - 1 500 10 000 - 15 000100 000 - 150 000150 000
Превышение допустимой массы ТС или нагрузки на ось на 10-20%3 000 - 3 50020 000 - 25 000200 000 - 250 000250 000
Превышение допустимой массы ТС или нагрузки на ось на 20-50%4 000 - 5 000 или лишение прав на 2 -3 месяца30 000 - 40 000300 000 - 400 000400 000
Превышение допустимой массы ТС или нагрузки на ось на 50%и выше7 000 - 10 000 или лишение прав на 4-6 месяца(ев)40 000 - 50 000400 000 - 500 000500 000
Повреждение дорожных сооружений и средств, угроза безопасности, создание помех (
в т.ч. загрязнение дорожного покрытия ):
5 000 - 10 00025 000300 000
Другие нарушениея ПДД1 000 - 1 5005 000 - 10 00050 000 - 100 000400 000

Потери сыпучих материалов при перевозках

Потери сыпогруза в результате осуществления логистических мероприятий неминуемы, однако отправитель обязан исключить потерю груза, загрязнение им природы и дорожного покрытия.

Существует три основных канала утечки материалов:

  1. Неплотность контейнера;
  2. Утрата части продукта из-за выдувания его воздушным потоком;
  3. Высыпание вследствие неправильной (чрезмерной) погрузки;
  4. Изменение влажности, в результате которого груз высыхает и становится легче;

! Согласно нормам, разница масс сыпогруза не может превышать двух процентов !

Существует две меры учета масс перевезенных тяжестей:

  1. Учёт в М2
    При загрузке материал измеряют ковшами и, зная вместимость черпака, вычисляют объем.
    При выгрузке количество пришедшего сырья вычисляют по измерениям бортов ТС или по нормам, указанным в паспорте.
  2. Учет в ТОННАХ
    Дважды (в моменты начала и окончания логистических мероприятий) благодаря использованию специальных весов определяются отдельно массы машины-перевозчика и выгруженного/загруженного груза.

Добрых дорог!